По данным июньского исследования компании Forrester Research, расходы на рекламные рассылки по электронной почте в США ежегодно будут увеличиваться на 11% и к 2014 году составят 2 млрд долларов. В результате через пять лет каждый владелец почтового ящика будет получать 9 тысяч рекламных писем в год, и лишь треть всех рассылок будет сообщениями, на которые пользователи подписались самостоятельно.
Росту количества рекламных интернет-рассылок, полагают исследователи, будет способствовать снижение их стоимости, высокий возврат на вложенные средства и увеличение числа почтовых сервисов в Сети.
По мнению российских экспертов, аналогичные тенденции будут наблюдаться и в России. «В последние годы удельная стоимость одного спам-письма неуклонно падает. Причина этому — увеличение базы, по которой идет рассылка; при этом стоимость в рублях если и падает, то незначительно», — пояснил BFM.ru руководитель лаборатории контентной фильтрации «Лаборатории Касперского» Андрей Никишин.
Так, например, уже сейчас различные компании предлагают распространение спам-сообщений на электронную почту физических лиц в Москве (4,5-8 млн адресов) по цене 12-16 тысяч рублей.
С началом кризиса спамеры стали предлагать потенциальным клиентам различные «антикризисные» варианты, отмечают эксперты. При этом изменился и состав клиентуры. «Если до наступления кризиса было много спама из рубрики «Другие товары и услуги», которая характеризует количество заказов, получаемых спамерами из реального сектора экономики, — отмечает Андрей Никишин, — то с началом кризиса эта категория значительно уменьшилась, уступив место саморекламе спамеров (реклама рассылок), предложений подделок разных элитных товаров, предложение посетить ресурсы для взрослых и т. п.».
Уменьшение доли спама, рекламирующего товары и услуги, говорит о том, что снизилось число заказов, поступающих спамерам со стороны реального бизнеса, поясняет представитель «Лаборатории Касперского».
Одновременно спам приобретает мошеннический уклон. Как подтвердил BFM.ru директор по связям с общественностью компании «Яндекс» Михаил Ушаков, в нем растёт доля «лохотронов» и других мошеннических схем. С этим мнением согласна и вице-президент Mail.Ru Анна Артамонова: «Значительно участились рассылки, призывающие к участию в финансовых пирамидах. И если раньше был больше распространен спам, продвигающий конкретные товары и услуги, то сейчас с каждым днем все популярнее становятся мошеннические рассылки».
Одно из самых популярных «предложений» из этой области — призыв отправить SMS на тот или иной номер для получения подарка, участия в лотерее и т. д. и т. п.; на деле выигрыша никакого, а со счета отправителя списывается значительная сумма.
По поводу общего количества спама у российских экспертов мнения противоречивые. «Несмотря на то, что количество спама в мире постоянно растет (примерно в 1,5 раза за полгода), количество жалоб на спам в почтовом сервисе Mail.Ru в период с января по июнь 2009 года снизилось на 5%», — говорит Анна Артаманова. «После закрытия дата-центра McColo доля спама уменьшилась во всем мире. По данным нашего антиспам-сервиса «Спамооборона» на апрель, доля спама среди писем, проходящих через Яндекс.Почту, составила 63%. В прошлом году этот показатель был на уровне 90%», — приводит противоположные данные Михаил Ушаков.
В «Лаборатории Касперского» вообще считают, что объемы спама в последнее время существенно не менялись. «Мы не заметили какого-либо существенного снижения доли спама в трафике за последние полгода—год, — констатирует Андрей Никишин. — На протяжении всего первого полугодия в среднем было около 85% спама. Разумеется, были небольшие колебания. Так, локальный минимум был в апреле – 82,7%, а максимум мы зафиксировали в феврале — 87,2%». Поэтому неудивительно, отмечает он, что существенных изменений в продажах программного обеспечения, защищающего от спама, не произошло. Источник:http://www.bfm.ru/news/2009/06/22/spamery-pereshli-na-piramidy-i-lohotrony.html